Современный Шанхай & Внешняя политика
Мэр города Цзянь Цзэминь, также делегат съезда, считает, что политика расширения связей с внешним миром имеет для Шанхая особое значение.

Он так сформулировал четыре основных принципа этой политики: нужно понимать друг друга, доверять друг другу, нужна взаимная выгода, вместе необходимо думать о будущем.

А вот мнение моего собеседника — заместителя мэра Лю Чженьюаня: «Политика расширения связей с внешним миром оказывает влияние на все сферы нашей деятельности.

Затратив около миллиарда долларов, мы ввезли в город передовую технологию из-за рубежа. В результате на один конвертируемый юань закупленной техники получаем валовой продукции на 4—5 юаней.

Повысилась конкурентная способность шанхайской продукции на международных рынках.

На сегодняшний день сумма иностранных инвестиций составила 1 миллиард 800 миллионов долларов. В Шанхае создано 270 предприятий, основанных на китайском и иностранном капитале. Судя по предприятиям, уже вступившим в строй (а их более ста), большинство из них — прибыльные».

Результаты провозглашенной политики расширения связей с зарубежными странами, которая является неотъемлемой частью реформы, отчетливо видны в этом гигантском городе.

И дело не в чисто внешних проявлениях: английский язык все чаще и чаще звучит в уличной толпе под аккомпанемент модных шлягеров, несущихся из магазинов, многочисленные рекламы зарубежных фирм, выплеснувшиеся на улицы Шанхая.

Иностранный капитал все активнее участвует в экономической жизни города. Группа американских бизнесменов подписала с китайской стороной контракт на сумму 170 миллионов долларов. В самом центре Шанхая, на улице Нанкинлу, возникнет современный жилой район.

Многомиллионная сделка заключена между китайской и американской сторонами в сфере авиационной промышленности. Американская фирма «Дженерал электрик» поставит газотурбинные двигатели для китайских эсминцев, строящихся на шанхайских верфях.

Соглашение между западногерманской фирмой «Фольксваген» и китайской автомобильной фирмой «Шанхай» предусматривает производство к 1990 году 100 тысяч легковых автомобилей в год.

А пока со сборочных линий завода «Шанхай — Фольксваген компани» ежегодно сходит 10 тысяч автомобилей. И если раньше детали для машин полностью привозились из ФРГ, то сегодня уже 30 процентов производится китайскими предприятиями.